О дистилляторе для машин химчистки на перхлоре

Хочу закрыть этой статьёй многие вопросы по работе дистилляторов в машинах химической чистки на перхлорэтилене.

Эта конструкция предназначена для дистилляции (выпаривания) растворителя, после процесса мойки вещей и сброса грязного растворителя в дистиллятор. У дистиллятора есть двойное дно. В нижней части его находятся ТЭНы для нагрева заливаемой воды, которая кипя и превращаясь в пар, передает свою тепловую энергию дну самого дистиллятора и постепенно нагревает растворитель. По достижении температуры 121,4 градуса Цельсия. Начинается кипение самого растворителя. Эта система работает без вакуума, с вакуумом работают все мультисольвентные машины. По мере выкипания растворителя, на дне дистиллятора остается грязь, масла и другие компоненты, которые растворились находились в грязном растворителе. После того как все выкипит грязь и остатки растворителя которые не смогли испариться остаются на дне.

На что стоит обратить внимание при подготовке дистиллятора к работе. Первое это правильно налить воду в парогенератор дистиллятора. Что для этого необходимо сделать:

  1. Открыть кран позиция номером 1. На нем, как правило, еще закручивается заглушка.
  2. Открыть краник позиция номер 10. Что бы внутри парогенератора было атмосферное давление.
  3. Открыть кран позиция номер 9, если есть воронка, то в неё наливать воду до тех пор, пока из крана позиция номер 1 не начнет идти вода. Дождаться когда вода перестанет течь закрыть все три крана.
  4. Включить нагрев дистиллятора.
  5. Когда на манометре позиция номер 6 достигнет показаний 1,5 – 2 атмосферы, немного приоткрыть кран позиция номер 9 и дождаться пока выйдет воздух, потом пар с водой и как только пойдет чистый пар отсчитать 3 – 5 секунд и закрыть кран позиция номер 9.
  6. Далее дожидаемся максимального давления, которое заданно заводом изготовителем и можно работать. Сразу хочу заметить, что давление пара пустого дистиллятора не должно быть менее 4.5 атмосфер. Если дистиллятор заполнен растворителем, то давление пара во время кипения может опускаться до 3,5 атмосфер и по мере выкипания растворителя, тоже будет подниматься.

Теперь коснёмся системы «защиты дистиллятора». Уровень воды отслеживается датчиком минимального уровня воды позиция номер 11. И если есть утечка воды или пара, то через какое-то время машина выдаст ошибку об уровне воды в бойлере парогенератора самого дистиллятора.

Хочется отметить, что многие специалисты рекомендуют каждое утро доливать воду в дистиллятор. Это полная чушь ведь система если она исправна, то герметична. Это значит – нет утечек. Как проверить? Легко и просто. Утром когда машина холодная и сам дистиллятор остывший до комнатной температуры. На манометре  позиция номер 6 показания стрелки вам покажет небольшой вакуум. От 0,25 до 0,5 атмосферы. Если там больше, то это допустимо, но не очень хорошо. При включении нагрева сразу раздается гидроудары в парогенераторе и при сильном вакууме стенки и днище играют от сжатия при вакууме к распиранию при давлении 4,5 атмосферы и обратно. Сварочные швы получают нагрузку.

         Когда мы наливает растворитель по черту максимум (МАХ), то при нагреве его уровень увеличивается значительно и тогда может сработать поплавок переполнения заданного уровня безопасности. Работа дистиллятора будет заблокирована. Поэтому рекомендую заливать максимальный уровень холодного растворителя чуть ниже кромки смотрового стекла.

         Обслуживание по рекомендации заводов изготовителей сводятся к единым правилам.

  1. Сливать шлам необходимо каждый день утром пока холодный дистиллятор, при достижении 40 градусов Цельсия на многих машинах блокируется люк дистиллятора для открытия.
  2. Периодически проверять чистоту днища дистиллятора (до металла). Обязательно чистить стенки дистиллятора скребком, а так же поплавок максимально уровня растворителя в дистилляторе.

По поводу шлама многие клиенты сливают раз в неделю и говорят это для них нормально. Но кто-то из них считал, сколько электроэнергии тратиться напрасно при кипении очень грязного растворителя с большим количеством масел и прочей гадости.

Так же хочется еще обратить внимание на то, что эти грязные масла при попадании туда воды дают очень быструю реакцию по образования заброса из дистиллятора в чистый бак машины. И тогда приходиться делать комплекс работ по очистке бака, водоотделителя, конденсатора и других частей машины. И на это тоже расходуется электроэнергия, вода и ресурс самой машины, упущенная выгода по прибыли и другие мелкие вещи.

Теперь коснемся дистилляторов работающих на паре. Там все просто на входе стоит клапан пара который открывает пар для поступления в зону нагрева днища дистиллятора а конденсат через кондеатоотводчик подается в обратную линию, где отводится в котельную или в канализацию.

Сюда надо добавить обслуживание конденсатоотдодчика и обратного клапана. Если конденсатоотводчик неисправен, то дистилляция проходит вяло или может вообще прекратиться.

Лет тридцать назад на некоторых машинах химчистки использовались дистилляторы с масляным нагревом. ТЭНы греют масло, а масло греет днище дистиллятора. Масло здесь используется высокотемпературное, данные температурных датчиков:

  1. Отключение по температуре рабочей – 140 градусов Цельсия
  2. Отключение по температуре максимальной – 180 градусов Цельсия.
  3. Масло заливается согласно меткам минимум (MIN) и (максимум (MAX). При меньшем уровне начинают термически изменять геометрию ТЭНы и сгорают, при высоком уровне масло выдавливается наружу и пахнет (у персонала очень сильно будет болеть голова)

Основные недостатки этой конструкции:

  1. Ежегодная замена масла по причине его сгорания и выпадания в осадок на стены и ТЭНы. Плюс промывка от выпавшей сажи.
  2. Запах самого масла при работе на высоких температурах.
  3. Добавление масла только на холодном дистилляторе, при добавлении в горячую среду будет происходить резкое вскипание и ожог выброшенным маслом. От залития холодного масла до выброса кипящего 2 – 3 секунды. Не проверять мои слова, просто поверьте.
Обновлено: 2 ноября, 2023 — 02:03

Автор